Эта статья будет очень актуальна и для новичков в продвижении сайтов, и для профессионалов, и для руководителей компаний, чьи сайты планируется продвигать в нескольких регионах.

Начнем с небольшого отступления. На рынке SEO-услуг сейчас дикая конкуренция, где каждый день появляются все новые игроки. Ведь доступность информации и знаний дала многим людям возможность научиться чему-то новому. Для начинающих веб-мастеров и оптимизаторов доступен целый пласт информации, который ранее приходилось собирать по крупинкам. Для руководителей различных компаний легкость получения базовых знаний в SEO-оптимизации дает прекрасную возможность разговаривать с digital-агентствами на одном языке, более детально и скрупулезно оценивать результаты работы с тем или иным исполнителем. Для SEO-агентство подкованный заказчик – это тоже очень хорошо, ведь не требуется рассказывать с нуля, что делает агентство. Все это неоспоримые плюсы, правда есть и обратная сторона данной “медали”.

На поверхности (то есть в свободном доступе) лежит информация общего характера. Это рекомендации поисковых систем, многочисленные вебинары, семинары, книги, курсы и т.д. При этом изучив определенный объем материала, попробовав на практике полученные знания, возникает множество вопросов, на которые ответа, к сожалению, на поверхности нет. Бесплатные курсы рассчитаны на совсем новичков. А их платные “собратья” не всегда дают нужную конкретику.

Все дело в том, что секреты успеха того или иного сайта в поисковых системах редко когда описываются детально. В большинстве случаев, даются лишь общие фразы – собрали семантическое ядро, провели внутреннюю оптимизацию, написали тексты, купили ссылки. Вроде бы все ясно – методы продвижения одни и те же, а вот детали раскрывают не часто. Для digital-агентств не выгодно рассказывать о деталях продвижения, ведь те или иные методы в определенных пропорциях работают сейчас и не факт, что они будут работать после публичной огласки. К тому же SEO-агентства вырабатывали свою стратегию продвижения путем проб и ошибок, тратя ресурсы, время и силы. Вряд ли они захотят делиться подробностями в деталях. Даже клиенты этих SEO-агентств редко когда позволяют рассказать о продвижении их сайтов, ведь, узнав суть, конкуренты будут делать то же самое.

Для поисковых систем также нет смысла раскрывать свои секреты и алгоритмы ранжирования, ведь узнав о “супер-методе”, выводящем сайт в ТОП, этим методом воспользуются буквально все. Так уже было с метатегом keywords, например, или же продвижением одними лишь ссылками. Сейчас же заветной кнопки “выйти в ТОП” не существует.

И давайте поставим себя на место владельца какого-либо бизнеса, который привлекает часть клиентов посредством своего сайта. Свой местный (региональный) рынок уже исчерпал перспективы роста, стоит присматриваться к другим регионам. А вот как продвигаются сайты в нескольких регионах? Это один из тех вопросов, на которые редко дают прямые ответы крупные SEO-агентства. И сейчас мы попробуем разобраться именно в деталях данного вопроса.

Правильная постановка вопроса

Итак, что понимать под продвижением сайта в нескольких регионах? Здесь несколько вариантов ответа. Вариант первый – Вы выходите на рынок другой страны. Продавали товары по России, теперь осваиваете, допустим, рынок Казахстана. Для Вас под продвижением сайта в регионах следует понимать именно продвижение по стране в целом. То есть страна, на которую Вы нацелили свои взоры, будет макро регионом.

Вариант второй – Вы работаете в каком-то регионе внутри страны и выходите на межрегиональный уровень. То есть продавали товары, допустим, в Омске, а решили дополнительно осваивать рынок Новосибирска. В Вашем случае под региональным продвижением следует понимать именно выход в интернет-пространство соседних областей и краев.

Очень часто владельцы компаний, желая увеличить продажи, ставят интересные задачи. Например, хотят сразу же продвигаться по всей России. Подобное желание объяснимо – больше охват целевой аудитории, больше посещаемость сайта, больше заказов, доходов. Продвижение по России логически означает, что сайт должен быть в первой десятке по ключевым поисковым запросам во всех регионах нашей страны. Эта задача весьма не из легких, особенно, учитывая наличие в Яндексе и Google специальных алгоритмов, показывающих пользователям сайты, находящиеся в их домашнем регионе (то есть в приоритетном порядке показываются сайты, находящиеся рядом с пользователем).

Правильной постановкой задачи для digital-агентства при продвижении сайта в нескольких регионах будет указание точных регионов, в которых сайт необходимо раскручивать. Сразу уточним – всегда есть приоритетные регионы. Это могут быть города-миллионники, промышленно-развитые области и т.д. Именно в этих регионах спрос на товары и услуги и, соответственно, продажи будут выше, чем в других.

То есть необходимо сразу определиться с регионом или регионами продвижения сайта, четко и точно их обозначив для digital-агентства. Ну а так, как мы определились, что продвижение в регионах может иметь разное значение в зависимости от масштаба деятельности Вашей компании, то рассмотрим какие есть варианты продвижения.

Варианты продвижения в нескольких странах

Итак, Вы выходите рынок другой страны. Сейчас у Вас уже есть сайт, например, в доменной зоне .ru и Вы заходите на рынок Казахстана. Какие тут есть варианты?

Вариант 1. Используем имеющийся сайт, совершенствуя его. В этом случае предстоит сделать следующее:

  • в разделе с контактной информацией о Вашей компании указать номер телефона в Казахстане;
  • указать адрес представительства в этой стране;
  • зарегистрироваться в местных каталогах;
  • улучшать ссылочный профиль и т.д.;

Какие плюсы у этого решения:

  • некоторое уменьшение затрат на старте;
  • сайт уже оптимизирован под те или иные поисковые запросы, правда оптимизацию придется дорабатывать;
  • сайт уже есть, имеет историю в поисковых системах.

Минусы у данного решения:

  • Ваш сайт считается “чужим”, ведь домен российский, а интернет-пространство казахстанское;
  • позиции сайта могут быть высоки там, где имеется представительство Вашей компании, в других областях Казахстана сайт может не занять хороших позиций;
  • должна быть реализована определение положения пользователя по IP-адресу;
  • в зависимости от страны пользователю должен показываться российский или казахстанский номер телефона и адрес представительства.

Вариант 2. Сделать сайт с доменным именем .kz. Плюсы этого подхода:

  • сайт “свой среди своих”;
  • к местному сайту доверие у посетителей всегда выше.

Минусы такого подхода – для поисковых систем это совершенно новый сайт без какой-либо истории. Для сайта с местным доменом потребуется начинать все с нуля, включая сбор семантики, оптимизацию страниц, получение ссылок с местных сайтов и т.д.

Вариант 3. Оставляем сайт с доменом .ru, но в адресе указываем регион и / или город. Например,

site.ru/kz

или site.ru/astana

или site.ru/kz/astana

Этот вариант подходит для сайтов с услугами, но мало пригоден для интернет-магазинов. У интернет-магазинов тысячи товаров и если указывать страну или адрес в виде дополнительного уровня вложенности в URL, то могут возникнуть проблемы с дублированием контента:

site.ru/товар-1 и site.ru/kz/товар 1

Это будут одни и те товары с одинаковым описанием. Для сайтов с услугами подобная ситуация не является проблемой – описания услуг для разных стран или разных городов можно сделать уникальными, услуг явно не будет тысячи для каждого города или страны. Поэтому данный вариант для интернет-магазинов не желателен.

Вариант 4. Использование поддоменов. Получится что-то вроде:

astana.site.ru/

almaty.site.ru/ и т.д.

Преимущества такого подхода:

  • город указан в самом поддомене;
  • завоевать более высокие позиции несколько проще;
  • на страницах сайта на поддомене будут указаны title. description с указанием города;
  • на поддомене будет указываться местный телефон и адрес;
  • авторитет основного домена сайта будет играть определенную роль;
  • факт дублирования контента на поддоменах будет иметь меньшее значение.

Минусы такого подхода:

  • каждый поддомен – это новый сайт для поисковой системы;
  • в зависимости от реализации у каждого поддомена может быть своя база данных;
  • усложняется обслуживание сайта со всеми поддоменаими.
  • реализация сети поддоменов может оказаться весьма дорогой.
  • если поддомен попадет под санкции поисковых систем, то это может распространиться и на остальные поддомены, включая основной домен сайта.

То есть, как Вы уже поняли, для интернет-магазинов оптимальным вариантом при работе в нескольких странах, будет адаптация существующего сайта под мультирегиональность (добавление местных адресов и телефонов на сайт вкупе с плановой работой по продвижению ресурса), создание сайта на местном домене первого уровня (на нашем примере это .kz), создание поддоменов с названием города (можно пойти еще дальше – объединить новый сайт с доменом .kz и подомены) Теперь идем далее. Предположим, Вы решили продвигаться внутри одной страны, выходя в другие области, края, регионы.

Варианты продвижения в нескольких регионах внутри страны

На нашем примере – Вы выходите за пределы родного региона, охватывая рынки соседних областей. Собственно, способы реализации идентичны. Для интернет-магазинов самые актуальные способы – либо создание поддоменов, либо доработка существующего сайта под мультирегиональность. При этом за примерами далеко ходить не надо. Сайт DNS (он уже фигурировал в видеоуроке на нашем сайте). Если кто обращал внимание, то раньше (году в 2012-2013 сайт компании DNS имел множество поддоменов: omsk.dns-shop.ru, tomsk.dns-shop.ru и т.д. Каждый поддомен активно продвигался, для каждого поддомена покупались ссылки в большом количестве и т.д. Спустя какое-то время, сайт преобразился и от поддоменов отказались. Теперь есть единый адрес www.dns-shop.ru, а при посещении сайта определяется местоположение посетителя по IP-адресу, показывая ему (посетителю) единый номер 8-800, адреса ближайших филиалов, а также тот ассортимент товаров, который присутствует в конкретном городе.

Противоположный подход использует компания Техносила – у них все реализовано на поддоменах. Пример для Новосибирска:

Пример для Омска:

Как видите, эффективного продвижения сайта по нескольким регионам можно добиться по разному. Правда вне зависимости выбранного способа для многих организаций стоимость продвижения покажется очень высокой.

Наиболее частые ошибки при продвижении сайтов

Для множества сайтов обычно характерны одни и те же ошибки. Некоторые из них присуще всем сайтам, вне зависимости от того, в скольких регионах они продвигаются, другие же характерны мультирегиональным сайтам. Итак, типичные ошибки:

  • сначала создается сайт, затем начинается его продвижение. Это одна из наиболее частных ошибок, потому как созданный сайт может быть совершеннно непригоден к продвижению даже в одном регионе. Причина проста – программист создает сайт так как этого хочет заказчик и может не учитывать или даже не знать многих тонкостей дальнейшего продвижения. В итоге сайт приходится дорабатывать, переделывать или вовсе создавать с нуля, тратя время и деньги.
  • домен сразу “заточен” под один регион. Как ни странно это звучит, но так порой бывает. Например, в адресе сайта изначально присутствует название города (что-то вроде site-omsk.ru) и продвигать такой домен в других регионах непросто (Вы сами как отнесетесь к поддомену moscow.site-omsk.ru).
  • указание на всех страницах сайта названия, ИНН, адреса и телефона организации. Если везде будет присутствовать городской номер телефона и адрес из конкретного города, то шансы, что Вас увидят в других регионах уменьшаются.

Бывает и недопонимание с заказчиком, в интересах которого сайт продвигается. Например:

  • нежелание вносить изменения в существующий сайт. Мы понимаем, что любые изменения на существующих сайтах могут быть проблематичны и порой сталкиваемся с подобными суждениями:  сайт только что создан, сайт нормально работает, сайт красив, да и зачем его менять? Но он может не отвечать именно тем задачам, которые Вы ставите перед SEO-оптимизаторами. Поэтому, будьте готовы к работе над сайтом.
  • отсутствие обратной связи или же искаженное доведение своих целей до конкретного исполнителя. С отсутствием обратной связи ситуация очень часта – представители заказчика могут быть заняты текущими делами, сайт ведь передали SEO-агентству, вот пусть и занимаются. Либо возможна ситуация, когда руководство заказчика хочет одного, а представитель заказчика, взаимодействующий с digital-агентством, доводит до исполнителей информацию в другом ключе. И в первом и во втором случаях результативность работы снижается..

И это далеко не полный перечень того, что может быть. Что же мы советуем? Вне зависимости от вида Вашего сайта и даже на этапе проектирования самого сайта старайтесь задумываться о его перспективах, а перспективы сайта – это его место в поисковых системах. Самым оптимальным вариантом будет консультация с SEO-специалистами при создании сайта, проведение полного аудита уже созданного сайта, а также постоянная работа над сайтом.