В среду 15 июня 2016 года Госдума приняла в последнем чтении закон, согласно которому зарубежные IT-компании будут обязаны платить НДС с продаж услуг на территории России. Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Вместе мы сделаем акцент на том, как прокомментировал принятый парламентом закон российский Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. В интервью РИА Новости последний выступил с острой критикой «налога на Google», назвав закон IT-феодализмом и полной деградацией российского законотворчества.

Главные тезисы «бранной» речи Интернет-омбудсмена можно свести к нескольким пунктам:

  • Google и прочие компании не будут платить НДС в размере 18%. Они просто пропорционально увеличат стоимость своей цифровой продукции для россиян. То есть в итоге за все придется платить рядовому потребителю;
  • принятый законопроект фактически узаконил налог для нашего населения за возможность пользоваться благами, которые принадлежат современной цивилизации;
  • кроме того, благодаря «налогу на Google» отечественные IT-компании вряд ли смогут приобрести дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Скорее наоборот, конкурентная среда в стране подрывается, поскольку ведущие зарубежные IT-корпорации будут с большой неохотой иметь дело с Россией иле же вообще покинут ее рынок;
  • но и это еще не все, поскольку принятый Госдумой закон не только ухудшает конкуренцию на российском IT-рынке, но и, как результат, ставит под сомнение появления на нем новых высокотехнологических компаний отечественного происхождения.
  • В завершении интервью Дмитрий Мариничев выразил надежду, что пройдет не так много времени, и пресловутый «налог на Google» канет в Лету, а все прогрессивное общество будет относиться к нему точно так же, как мы относимся сегодня к средневековому налогу на дым из печной трубы.

Конечно, НДС  будем платить мы с Вами, как конечные потребители. Конечно, это выльется в рост цены. Понятно, что таким способом власти борются с дефицитом бюджета. И с 1 января 2017 года многие IT-продукты и услуги станут дороже. Тот же Яндекс, работая в российском правовом поле, платит НДС с контекстной рекламы, например. И при оплате контекста мы сразу видим сумму НДС. Для крупных клиентов, оплачивающих услуги IT-компаний “в белую”, без разницы – есть НДС или нет. Если контекстная реклама и другие IT-услуги будут облагаться НДС, то сумма уплаченного НДС пойдет на уменьшение ежеквартальных платежей НДС, уплачиваемых заказчиками ежеквартально в бюджет. Крупным заказчикам это будет даже выгодно.

С другой стороны, почему никто не возмущается, что все мы платим НДС, покупая в магазинах продукты, технику, одежду и т.д.?  Это также увеличивает цену товаров на 18%. В общем, поживем – увидим.