Продвижение сайта и государственные закупки

Добрый день, уважаемые читатели!

В любой сфере деятельности актуальным остается вопрос «Где искать клиентов?», а в сфере продвижения сайтов этот вопрос еще более значим. При этом значительная часть организаций является учреждениями бюджетной сферы, которые также нуждаются в популяризации своей деятельности, повышении узнаваемости и посещаемости их сайтов. При этом бюджетные учреждения имеют множество особенностей, о которых попросту не знают ни менеджеры по продажам, пытающиеся получить нового клиента, ни руководители SEO-агентств.

Бюджетная сфера ограничена множеством нормативных актов в плане своих возможностей тратить деньги на какие-либо цели. Существует два федеральных закона о закупках: 44-ФЗ от 05.04.2013 и 223-ФЗ от 18.07.2011. Оба закона регламентируют то, как те или иные бюджетные организации могут потратить свои деньги. И если 44-ФЗ касается практически всех бюджетных организаций, получающих хоть какие-то средства из бюджета любого уровня, то 223-ФЗ дает некоторый «простор» в плане покупок  тех или иных товаров и услуг. При этом бюджетник бюджетнику рознь. И на этом мы остановимся подробнее.

Сразу уточним, актуальность статьи со временем будет снижаться, так как законодательство быстро меняется. Однако некие базовые понятия и знания в вопросе работы с бюджетными учреждениями будут актуальны еще долго.

Контракт на продвижение сайта по 44-ФЗ

закупки по 44-фзДопустим, какие-либо министерства федерального или регионального уровня финансируются полностью из бюджета, как и местные органы власти. Все они подпадают под действие 44-ФЗ и не имеют иных источников дохода, кроме тех денег, что выделили им из бюджета. Что это значит? Это значит, что большая часть их закупок идет через аукционы, конкурсы и запросы котировок, а на закупки товаров и услуг без этих процедур (то есть напрямую с Вами) у них есть всего два миллиона рублей в год. Радоваться правда рано. Вам эти два миллиона не достанутся. Помимо продвижения сайта (которое считается делом второстепенным), таким учреждениям нужно купить еще много чего. Обычно эти два миллиона тратят очень бережно и рачительно. И вероятнее всего с Вас запросят коммерческое предложение (и еще 4-5 КП запросят у конкурентов, не разбираясь в том, почему у Вас цена сто тысяч рублей в месяц, а у конкурентов — десять тысяч рублей), а потом (может и через год) объявят электронный аукцион на продвижение сайта. Причем максимальная цена аукциона будет рассчитана по средней величине цен из всех КП. Кстати, можете посмотреть какие заказы были размещены на сайте закупок http://zakupki.gov.ru/ на продвижение сайтов. Их не так и много в масштабах всей страны.

Если Вы решили поучаствовать в торгах, то внимательно читайте проект контракта и документацию. Если Вы думаете, что после победы в торгах и заключения контракта Вы сможете договориться об изменении условий контракта (например, техзадание скорректировать), то тут Вы глубоко ошибаетесь. Изменение условий контракта возможно лишь через суд.

Также будьте готовы, что за участие в торгах Вам придется заплатить. Например, для участия в электронном аукционе необходимо предварительно зарегистрироваться на площадке, где должен быть размещен аукцион. Обзавестись электронной подписью, настроить рабочее место для работы с торговой площадкой (купить систему шифрования вроде Крипто ПРО). При подаче заявки Вам придется внести обеспечение заявки (обычно 0,5-1% от максимальной цены контракта). Если Вы не выиграете аукцион, то деньги Вам вернут. Если станете победителем, то деньги вернут лишь частично (площадка удержит свои комиссионные). Ну а если Вы три раза за квартал подадите заявку на участие в трех аукционах и Ваши заявки отклонят, то обеспечение заявки заберет себе электронная торговая площадка. Кстати, если же на участие в аукционе подали заявку только Вы (а многие аукционы и конкурсы делают под конкретного исполнителя) и Ваша заявка соответствует всем требованиям аукционной документации, то обеспечение заявки Вам  вернут.

Тем не менее, у аукционов есть минус. Главный критерий оценки заявки — это цена. Предложил цену ниже и победил. Потому многие заказчики проводят не электронные аукционы, а конкурсы. Конкурс предполагает наличие нескольких критериев оценки заявки участников (например, цена, обеспеченность кадрами, деловая репутация и т.д.). И победить, просто предложив цену ниже, уже не получится.

Вопрос подготовки документов на участие в торгах мы пока затрагивать не будем. Предположим, что Вы победили в аукционе, конкурсе или запросе котировок. По итогам торгов или запроса котировок с победителем заключается контракт. Обычно по условиям контракта для исполнителя предусмотрены приличные штрафы за плохое исполнение контракта. Например, в контракте прописаны 1000 поисковых запросов и сказано, что 80% из них должны быть в ТОП-10 через 12 месяцев и тематический индекс цитирования должен вырасти до небес, то так и должно быть в итоге. Скорее всего заказчик не будет разбираться в том, что Яндекс изменил алгоритмы и сайт заказчика был понижен в поисковой выдаче по независящим от Вас причинам, а просто выставит Вам штрафы и неустойки.

К тому же до заключения контракта Вы должны будете перечислить на счет Заказчика обеспечение контракта. Это делается на случай, если Вы вдруг условия контракта не выполните (непредсказуемость поисковых систем заказчика обычно не волнует). Так что будьте готовы к этому. Обеспечение контракта обычно составляет от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Обеспечение контракта Вам вернут, когда подпишите закрывающие документы и контракт будет исполнен. Вопрос как быстро Вам вернут деньги, мы оставим открытым. Может быть сразу, может быть через пару месяцев.

Другой интересный аспект — финансирование. Большинство бюджетников отказываются делать предоплату в размере 100%. В какой-то мере это обусловлено бюджетным законодательством. В большинстве случаев Вам перечислят лишь аванс в размере 30% от цены контракта. С учетом того, что Вы сами еще и заказчику перечислите обеспечение контракта (до 30% от НМЦК), то продвигать сайт заказчика придется практически за свой счет.

Дабы не было путаницы, поясним чем отличается цена контракта от начальной (максимальной) цены контракта. Допустим, максимальная цена контракта на торгах была 1 миллион рублей. В ходе торгов Вы победили, предложив цену в 800 тысяч рублей. Обеспечение контракта и штрафы по контракту будут считаться от цены в 1 миллион рублей. А вот аванс, который Вам может быть полагается по контракту, будет считаться от цены контракта (то есть 800 тысяч рублей).

Договор на продвижение сайта по 223-ФЗ

Различные ФБУ, ФГБУ, ФГУП и т.д. получают финансирование из бюджета и, одновременно с этим, зарабатывают деньги самостоятельно. Называют это внебюджетной деятельностью и пока (в 2016 году) все заработанные деньги эти учреждения могут потратить в рамках 223-ФЗ. Правда простор для трат внебюджетных денег обусловлен хаосом — единых правил для закупок почти нет, бюджетные учреждения вправе сами себе придумать и утвердить те правила, по которым они будут работать и покупать товары и услуги. Сам же 223-ФЗ позволяет заключать договора до 100 000 рублей без всяких аукционов, котировок и прочего. То есть Вы в определенной степени можете рассчитывать, что бюджетное учреждение, осуществляющее закупки по 223-ФЗ, сможет относительно легко и просто заключить с Вами договор на продвижение сайта.

Какие сложности возникают при работе с бюджетными учреждениями?

Сложности такие же как и с любым другим клиентом. Если смотреть объективно, то всегда есть элемент непонимания заказчиком зачем ему эта услуга нужна. С заказчиком нужно работать и бюджетная сфера тут не исключение.

Правда могут быть весьма «забавные» моменты, когда Вы полностью помогли подготовить техническое задание к проекту будущего контракта, убедили руководителя организации в том, что продвижение принесет пользу. А вот когда объявлен аукцион, то техзадание уже совершенно другое! Как так? Скорее всего проект контракта прошел еще множество инстанций внутри учреждения и каждый сотрудник заказчика внес какие—то изменения и предложения. А может кто-то усмотрел ограничение конкуренции и поспешил поправить проект. При этом вне зависимости от формы проведения закупок всегда можно отправить заказчику запрос на разъяснение условий документации, аргументировав свою позицию.

Данную тему можно развивать очень и очень долго. Стоит ли работать с бюджетными учреждениями — решать Вам. Главное быть внимательными к деталям. Ведь в них кроется суть! Надеемся, данная статья будет Вам полезна. Ну и не забывайте ставить лайки и делиться статьей в соцсетях!